- Чем стал для вас 2022 год? Как оцениваете влияние геополитической ситуации на развитие бизнеса вашей компании?
- Никого не удивлю, если скажу, что 2022 год был сложным. Геополитическая ситуация оказала очень интенсивное влияние на трек развития нашей компании, привела сначала к остановке бизнеса на полгода, а далее к смене собственника и ребрендингу. Для нас это не новый опыт, в 2011-м мы уже осуществили переход от американских акционеров к немецким, а сейчас впервые за свою историю находимся полностью в российском правовом поле, российский рынок всегда был прибылен для иностранных партнеров, и других причин для отказа от него, кроме геополитических, не было. Можно сказать, что мы были одной из немногих компаний с иностранным капиталом на рынке, которая преодолела такой путь с минимальными потерями, в первую очередь благодаря опыту и умению команды работать в сложных ситуациях, в т. ч. поддержке нового владельца – инвестиционной группы «Инсайт».
- Как компания пережила временную остановку бизнеса и удалось ли реанимировать его?
- В марте 2022 года мы прекратили финансировать новые сделки и осуществляли только поддержку действующих клиентов. Для всей команды это было скорее эмоционально тяжело, чем финансово. Были разработаны дополнительные меры поддержки команде продаж и ключевых функций.
В сентябре 2022 года новым собственником компании стала инвестиционная группа «Инсайт», и практически сразу мы перезапустили бизнес. Сначала ощущалось проседание, но трех месяцев оказалось достаточно, чтобы сориентироваться, и уже в январе 2023-го мы увидели первые результаты выбранной стратегии.
Безусловно, окрыляла нас и мощная поддержка от клиентов, которые нас ждали. Мы получили много теплых слов и историй, когда клиент, несмотря на возможность работать с конкурентом, выбирает нас, в т. ч. потому, что рад нашему возвращению.
Такие случаи вдохновляют нас работать, делать качественный сервис, потому что в нашем бизнесе профессионализм, компетентность и выстраивание эффективных отношений – это краеугольный камень успеха.
- Что дала смена собственника и бренда? Как собственник влияет на бизнес компании «ДельтаЛизинг», что поменялось – стратегия, сотрудники?
- Инвестиционная группа «Инсайт» – это партнер, который поддерживает многие наши решения и вместе с нами верит в высокий потенциал команды. Нам удалось сохранить ДНК компании – 90% сотрудников, в т. ч. и управленческую команду в полном составе. Группа «Инсайт» сохранила целостность команды и операционной модели, компания продолжает развитие бизнеса с фокусом на индустриальный сегмент, где и мы, и «Инсайт» однозначно намерены вернуться в лидеры.
- Опишите стратегию развития вашей компании в среднесрочной перспективе. Какие направления будут приоритетными? Как планируется перестраивать основные бизнес-процессы?
- Нашим основным фокусом остается сегмент лизинга промышленного оборудования, один из самых сложных на рынке. С учетом всех событий прошлого года мы чувствуем и дополнительную ответственность, так как помогаем бизнесу создавать индустриальный фундамент российской экономики в частном секторе.
Наши клиенты знают, что мы умеем финансировать все, что им нужно, готовы быть гибкими и работать по принципу единого окна, что и обеспечивает нам необходимый уровень диверсификации, но на 65–70% мы будем формировать наш портфель за счет лизинга различного спектра промышленного оборудования, в т. ч. за счет крупных, сложных, многоэтапных сделок, включая востребованный в настоящий момент лизинг прямых импортных контрактов.
Безусловно, мы продолжаем инвестировать в эффективность, а значит, в оптимизацию и цифровизацию бизнес-процессов. Наша цель – создать такой клиентский сервис, где человеческие отношения подкреплены удобным и выгодным для обеих сторон цифровым сотрудничеством.
- Каких темпов роста бизнеса компания ожидает в 2023 году? Какие сервисы и услуги планируется развивать в целях увеличения доходности? Какие факторы и условия, по-вашему, будут способствовать развитию этих сервисов и услуг?
- Цель на 2023 год и проста, и сложна одновременно. С одной стороны, с учетом потребности в привлечении внешнего фондирования мы трансформируем многие бизнес-процессы, опять открываем кредитные линии, обновляем свой кредитный рейтинг и строим планы по дальнейшим возможностям привлечения финансирования, с другой стороны, в 2023-м мы нацелены на быстрый и уверенный темп роста нового бизнеса по сравнению с прошлым годом.
В общем тренде развития сервисов мы всегда отталкиваемся от потребности клиента. Если дополнительная услуга может повысить ценность того, что мы предлагаем рынку, и востребована, то она нам интересна, но сервис ради сервиса мы не планируем. Как правило, дополнительные сервисы не всегда прозрачны и действительно нужны, соответственно, если мы не чувствуем, что клиенту это ценно, мы за это не берем деньги.
- Как вы оцениваете перспективы развития рынка лизинга в индустриальном сегменте? Какими будут основные его драйверы?
- Сейчас мы наблюдаем реальный сдвиг в сторону развития импортозамещения. Санкционное давление на нашу страну в 2022 году повлекло существенную перестройку логистических цепочек поставок не только оборудования, но сырья для многих наших клиентов, и на данном фоне мы видим рост активности инвестиций бизнеса в локализацию производств, направленных на сырьевую безопасность. Мы отмечаем подобные проекты в производстве полимеров, упаковки, продуктов питания, химии и пр. Стоит отметить, что зачастую проекты высокотехнологичны, и развитие новых, порой уникальных компетенций в области высоких технологий, безусловно, позитивно будет сказываться на росте объемов бизнеса наших клиентов.
- Насколько по опыту вашей компании производителям из дружественных стран удается заместить ушедшие бренды?
- Ситуация неоднозначная. В некоторых отраслях замещение пока не удалось, например, в полиграфии в части офсетных печатных машин. А в других – никаких изменений, просто потому что такой потребности не возникало, например, в производстве мебели.
Но многие отрасли показали позитивный результат замещения, и производители из дружественных стран заметно укрепляют свои позиции, завоевывая все большую долю рынка, например, в металлообработке. Российские производители также получили дополнительный толчок для развития. Где-то, безусловно, помогает параллельный импорт.
Также достаточно результативным можно назвать замещение в направлении специальной строительной техники и грузового транспорта, но опять же с оговорками. И, конечно же, всем участникам лизингового рынка ситуация с дефицитом легкового транспорта хорошо известна – здесь рано говорить об успехах.
- Устраивает ли лизингополучателей качество продукции и уровень сервисного обслуживания азиатских производителей?
- Оборудование от азиатских производителей всегда пользовалось заметным спросом у наших клиентов, поэтому мнение подкреплено опытом. Кроме того, азиатские производители на рынке РФ представлены преимущественно российскими компаниями-дилерами с собственными сервисной и логистической службами. Они уже обладают значительным опытом и достаточно быстро адаптируются к новому ассортименту в своем направлении, качество продукции постоянно растет. В целом картина более чем позитивная.
- С какими сложностями пришлось столкнуться лизинговым компаниям при работе с новыми поставщиками в 2022 году?
- Количество поставщиков не уменьшилось, некоторым пришлось сменить название или ассортимент, но мы работаем с теми же профессиональными командами, которые адаптируются под все новшества, и любой квест, даже на таком сложном участке, как поставка оборудования, легко решается.
- Можно ли говорить, что процессы переориентации на новых поставщиков и создания логистических цепочек завершены?
- Из-за постоянно меняющейся ситуации на рынке и в мире говорить о завершении таких процессов нельзя. Изменения происходят постоянно, хоть и не в таком масштабе, как весной – летом 2022 года. В таких условиях всегда следует держать руку на пульсе. Локальные поставщики импортного оборудования и техники сейчас еще более остро осознают, что работать с монобрендами ненадежно, и понимают, как важны диверсификация и поиск новых иностранных партнеров.
- Если нет, то что еще предстоит лизинговым компаниям сделать в 2023 году?
- Продолжать быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, поскольку ситуация далека от предсказуемости. А также искать новые для себя возможности и проявлять разумную бдительность в оценке рисков без ущерба для бизнеса.
- Как вы оцениваете влияние геополитической ситуации на платежеспособность, деловую активность и предпочтения лизингополучателей? Каким видите качество лизингового портфеля по рынку в целом на конец 2023 года?
- У большинства финансовых институтов российского рынка в части качества портфеля можно наблюдать негативную динамику. Но у таких, как мы, специфических компаний, имеющих четкий секторальный фокус, ситуация более стабильная – мы в состоянии удерживать портфель на уровне 2021 года. Мы были готовы и к более негативному сценарию, но платежеспособность продолжает отвечать нашим стандартам. Можно отметить несколько тенденций, способствующих этому. Первая – активный курс на импортозамещение во всех сферах, который подстегивает инвестиции. Вторая – замена объектов инвестиций и предметов лизинга от флагманов на производителей тех стран, которые продолжают осуществлять сотрудничество и поставки в РФ. Стоит отметить, что стоимость предметов лизинга из этих стран соответствует стоимости поставщиков-флагманов, которая была год назад.
С одной стороны, давление в будущем на качество портфеля и на желание инвестировать у клиентов есть. С другой стороны, замены и расширение производственного парка необходимы.
- Каких темпов роста лизингового рынка ожидает компания в 2023 году? Что этому будет способствовать и каких основных угроз для бизнеса можно ожидать? В каких сегментах можно ожидать положительной, а в каких негативной динамики?
- В 2023 году мы ожидаем продолжения адаптации рынка, а именно: перестроения логистических цепочек и ориентации на новые бренды – снижения процента европейских брендов на рынке и повышения доли азиатских брендов, роста лизинга б/у оборудования и техники. Но вместе с тем закладываем прирост объема релевантного для нас сегмента рынка (за исключением направлений авиа, ж/д, недвижимости) уже в текущем году на уровне 9–11%.
Источник
- Никого не удивлю, если скажу, что 2022 год был сложным. Геополитическая ситуация оказала очень интенсивное влияние на трек развития нашей компании, привела сначала к остановке бизнеса на полгода, а далее к смене собственника и ребрендингу. Для нас это не новый опыт, в 2011-м мы уже осуществили переход от американских акционеров к немецким, а сейчас впервые за свою историю находимся полностью в российском правовом поле, российский рынок всегда был прибылен для иностранных партнеров, и других причин для отказа от него, кроме геополитических, не было. Можно сказать, что мы были одной из немногих компаний с иностранным капиталом на рынке, которая преодолела такой путь с минимальными потерями, в первую очередь благодаря опыту и умению команды работать в сложных ситуациях, в т. ч. поддержке нового владельца – инвестиционной группы «Инсайт».
- Как компания пережила временную остановку бизнеса и удалось ли реанимировать его?
- В марте 2022 года мы прекратили финансировать новые сделки и осуществляли только поддержку действующих клиентов. Для всей команды это было скорее эмоционально тяжело, чем финансово. Были разработаны дополнительные меры поддержки команде продаж и ключевых функций.
В сентябре 2022 года новым собственником компании стала инвестиционная группа «Инсайт», и практически сразу мы перезапустили бизнес. Сначала ощущалось проседание, но трех месяцев оказалось достаточно, чтобы сориентироваться, и уже в январе 2023-го мы увидели первые результаты выбранной стратегии.
Безусловно, окрыляла нас и мощная поддержка от клиентов, которые нас ждали. Мы получили много теплых слов и историй, когда клиент, несмотря на возможность работать с конкурентом, выбирает нас, в т. ч. потому, что рад нашему возвращению.
Такие случаи вдохновляют нас работать, делать качественный сервис, потому что в нашем бизнесе профессионализм, компетентность и выстраивание эффективных отношений – это краеугольный камень успеха.
- Что дала смена собственника и бренда? Как собственник влияет на бизнес компании «ДельтаЛизинг», что поменялось – стратегия, сотрудники?
- Инвестиционная группа «Инсайт» – это партнер, который поддерживает многие наши решения и вместе с нами верит в высокий потенциал команды. Нам удалось сохранить ДНК компании – 90% сотрудников, в т. ч. и управленческую команду в полном составе. Группа «Инсайт» сохранила целостность команды и операционной модели, компания продолжает развитие бизнеса с фокусом на индустриальный сегмент, где и мы, и «Инсайт» однозначно намерены вернуться в лидеры.
- Опишите стратегию развития вашей компании в среднесрочной перспективе. Какие направления будут приоритетными? Как планируется перестраивать основные бизнес-процессы?
- Нашим основным фокусом остается сегмент лизинга промышленного оборудования, один из самых сложных на рынке. С учетом всех событий прошлого года мы чувствуем и дополнительную ответственность, так как помогаем бизнесу создавать индустриальный фундамент российской экономики в частном секторе.
Наши клиенты знают, что мы умеем финансировать все, что им нужно, готовы быть гибкими и работать по принципу единого окна, что и обеспечивает нам необходимый уровень диверсификации, но на 65–70% мы будем формировать наш портфель за счет лизинга различного спектра промышленного оборудования, в т. ч. за счет крупных, сложных, многоэтапных сделок, включая востребованный в настоящий момент лизинг прямых импортных контрактов.
Безусловно, мы продолжаем инвестировать в эффективность, а значит, в оптимизацию и цифровизацию бизнес-процессов. Наша цель – создать такой клиентский сервис, где человеческие отношения подкреплены удобным и выгодным для обеих сторон цифровым сотрудничеством.
- Каких темпов роста бизнеса компания ожидает в 2023 году? Какие сервисы и услуги планируется развивать в целях увеличения доходности? Какие факторы и условия, по-вашему, будут способствовать развитию этих сервисов и услуг?
- Цель на 2023 год и проста, и сложна одновременно. С одной стороны, с учетом потребности в привлечении внешнего фондирования мы трансформируем многие бизнес-процессы, опять открываем кредитные линии, обновляем свой кредитный рейтинг и строим планы по дальнейшим возможностям привлечения финансирования, с другой стороны, в 2023-м мы нацелены на быстрый и уверенный темп роста нового бизнеса по сравнению с прошлым годом.
В общем тренде развития сервисов мы всегда отталкиваемся от потребности клиента. Если дополнительная услуга может повысить ценность того, что мы предлагаем рынку, и востребована, то она нам интересна, но сервис ради сервиса мы не планируем. Как правило, дополнительные сервисы не всегда прозрачны и действительно нужны, соответственно, если мы не чувствуем, что клиенту это ценно, мы за это не берем деньги.
- Как вы оцениваете перспективы развития рынка лизинга в индустриальном сегменте? Какими будут основные его драйверы?
- Сейчас мы наблюдаем реальный сдвиг в сторону развития импортозамещения. Санкционное давление на нашу страну в 2022 году повлекло существенную перестройку логистических цепочек поставок не только оборудования, но сырья для многих наших клиентов, и на данном фоне мы видим рост активности инвестиций бизнеса в локализацию производств, направленных на сырьевую безопасность. Мы отмечаем подобные проекты в производстве полимеров, упаковки, продуктов питания, химии и пр. Стоит отметить, что зачастую проекты высокотехнологичны, и развитие новых, порой уникальных компетенций в области высоких технологий, безусловно, позитивно будет сказываться на росте объемов бизнеса наших клиентов.
- Насколько по опыту вашей компании производителям из дружественных стран удается заместить ушедшие бренды?
- Ситуация неоднозначная. В некоторых отраслях замещение пока не удалось, например, в полиграфии в части офсетных печатных машин. А в других – никаких изменений, просто потому что такой потребности не возникало, например, в производстве мебели.
Но многие отрасли показали позитивный результат замещения, и производители из дружественных стран заметно укрепляют свои позиции, завоевывая все большую долю рынка, например, в металлообработке. Российские производители также получили дополнительный толчок для развития. Где-то, безусловно, помогает параллельный импорт.
Также достаточно результативным можно назвать замещение в направлении специальной строительной техники и грузового транспорта, но опять же с оговорками. И, конечно же, всем участникам лизингового рынка ситуация с дефицитом легкового транспорта хорошо известна – здесь рано говорить об успехах.
- Устраивает ли лизингополучателей качество продукции и уровень сервисного обслуживания азиатских производителей?
- Оборудование от азиатских производителей всегда пользовалось заметным спросом у наших клиентов, поэтому мнение подкреплено опытом. Кроме того, азиатские производители на рынке РФ представлены преимущественно российскими компаниями-дилерами с собственными сервисной и логистической службами. Они уже обладают значительным опытом и достаточно быстро адаптируются к новому ассортименту в своем направлении, качество продукции постоянно растет. В целом картина более чем позитивная.
- С какими сложностями пришлось столкнуться лизинговым компаниям при работе с новыми поставщиками в 2022 году?
- Количество поставщиков не уменьшилось, некоторым пришлось сменить название или ассортимент, но мы работаем с теми же профессиональными командами, которые адаптируются под все новшества, и любой квест, даже на таком сложном участке, как поставка оборудования, легко решается.
- Можно ли говорить, что процессы переориентации на новых поставщиков и создания логистических цепочек завершены?
- Из-за постоянно меняющейся ситуации на рынке и в мире говорить о завершении таких процессов нельзя. Изменения происходят постоянно, хоть и не в таком масштабе, как весной – летом 2022 года. В таких условиях всегда следует держать руку на пульсе. Локальные поставщики импортного оборудования и техники сейчас еще более остро осознают, что работать с монобрендами ненадежно, и понимают, как важны диверсификация и поиск новых иностранных партнеров.
- Если нет, то что еще предстоит лизинговым компаниям сделать в 2023 году?
- Продолжать быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, поскольку ситуация далека от предсказуемости. А также искать новые для себя возможности и проявлять разумную бдительность в оценке рисков без ущерба для бизнеса.
- Как вы оцениваете влияние геополитической ситуации на платежеспособность, деловую активность и предпочтения лизингополучателей? Каким видите качество лизингового портфеля по рынку в целом на конец 2023 года?
- У большинства финансовых институтов российского рынка в части качества портфеля можно наблюдать негативную динамику. Но у таких, как мы, специфических компаний, имеющих четкий секторальный фокус, ситуация более стабильная – мы в состоянии удерживать портфель на уровне 2021 года. Мы были готовы и к более негативному сценарию, но платежеспособность продолжает отвечать нашим стандартам. Можно отметить несколько тенденций, способствующих этому. Первая – активный курс на импортозамещение во всех сферах, который подстегивает инвестиции. Вторая – замена объектов инвестиций и предметов лизинга от флагманов на производителей тех стран, которые продолжают осуществлять сотрудничество и поставки в РФ. Стоит отметить, что стоимость предметов лизинга из этих стран соответствует стоимости поставщиков-флагманов, которая была год назад.
С одной стороны, давление в будущем на качество портфеля и на желание инвестировать у клиентов есть. С другой стороны, замены и расширение производственного парка необходимы.
- Каких темпов роста лизингового рынка ожидает компания в 2023 году? Что этому будет способствовать и каких основных угроз для бизнеса можно ожидать? В каких сегментах можно ожидать положительной, а в каких негативной динамики?
- В 2023 году мы ожидаем продолжения адаптации рынка, а именно: перестроения логистических цепочек и ориентации на новые бренды – снижения процента европейских брендов на рынке и повышения доли азиатских брендов, роста лизинга б/у оборудования и техники. Но вместе с тем закладываем прирост объема релевантного для нас сегмента рынка (за исключением направлений авиа, ж/д, недвижимости) уже в текущем году на уровне 9–11%.
Источник